rubeen

Как мотивировать ребёнка делать уроки без криков и наказаний?

           Мало кто из детей делает уроки с охотой и самостоятельно. Чаще бывает, что необходимо напоминать, а то и сидеть где-то рядом, чтобы контролировать и подсказывать. А порой дети вообще ни в какую не хотят делать уроки без родителей.

 Что точно не стоит делать?

          Желание делать уроки пропадает достаточно быстро и часто виной тому мы, родители, и учителя, потому что мотивация идёт через негатив:

- на ребёнка кричат, что он ленивый или безответственный;

- могут наказать, лишить каких-то привилегий, допустим, телефона;

- если что-то не получается, приходится переделывать;

- при большом количестве затрачиваемых усилий, результат всё равно может быть не очень – ребёнок получит три, хотя учил долго;

- учитель может высмеять или унизить при всём классе.

          В итоге у ребёнка формируется установка “школа, уроки = негатив”. Негатива, конечно же, мы все пытаемся избежать.

           И во-первых, важно устранить то, что мешает ребёнку учиться: проблемы с вниманием, памятью, счётом, почерком и прочее.

          А во-вторых, перестать ругаться и наказывать. Понимаю, что для многих это может показаться сложным, мы живые люди, раздражение и злость трудно удержать в себе. Но это два первостепенных фактора.

 

Как мотивировать мягко?

          Если Вы уже накричали, сорвались и прочее, не переживайте и не вините себя, просто извинитесь, объясните без обвинений ребёнку, почему так произошло.

- Не говорите: ты меня довёл, вот я и наорала.

- Скажите: я расстроилась и разозлилась, потому что мы договорились, что ты сам выполнишь уроки, а ты их не сделал, но я не должна была на тебя кричать, прости меня.

          И в дальнейшем необходимо стараться выстроить мотивацию через позитив.

Добавьте:

- похвалу, комплименты;

- поощрения за достижения;

- договоры.

Давайте пройдёмся по всем пунктам более подробно.

 Похвала, комплименты

          Родители не часто хвалят и благодарят своих детей. Нас в детстве особо не хвалили, вот и мы тоже делаем так же. Нужно переучиваться.         Разумеется, у всех есть обязанности, все мы выполняем работу по дому, задачи на работе, ребёнок делает уроки, ходит в школу и так далее. Но не должно всё восприниматься как само собой разумеющееся.

         Согласитесь, было бы приятно, чтобы на работе и дома Вас благодарили за то, что Вы делаете, указывали на плюсы, акцентировали внимание на достижениях. Вот уже и спина расправляется и как будто крылья за спиной вырастают. Это помогает чувствовать, что всё делаешь не зря, ты ценный, важный и твоя работа значима. А самооценка в итоге влияет и на то, что растёт мотивация достигать большего.

Всё то же самое работает на ребёнке.

Учитесь говорить приятные вещи:

Смотри, у тебя сегодня гораздо меньше ошибок, чем вчера.

Ты умничка, быстро справился.

Отлично получается, ты очень талантливо рисуешь.

Поощрения за достижения

           Здесь важно выстроить правильную, грамотную систему поощрений.

Важный момент: не давайте деньги в виде поощрения. Особенно если ребёнок младше 11-12 лет.

Почему?

Вроде бы деньгами проще всего, но с ними часто выходит так: ребёнок сначала радуется, потом ему хочется всё больше. И уже 50 рублей за помытую посуду мало, давай 100. А потом мало 100 и так далее.

Выбирайте в виде поощрения совместный досуг, эмоции, развлечения.

Если всё же решаете поощрять деньгами, то создайте систему, где не будет прямой платы. Например, можно давать жетончики или фишки за достижения, а уже в конце недели выдавать приз деньгами.

 

Договоры

           Это сложный момент, но крайне важный.

ВСЕГДА необходимо чётко оговаривать, что нужно делать и что будет, если не сделать.

Например:

– Сынок, ты играешь, нужно сделать домашнее задание. Когда займёшься?

– Не знаю.

– Полчаса, час. Давай точно договоримся, чтобы я знала.

– Час.

– Хорошо. Играй. Через час отложи телефон и приступай к урокам, договорились?

          Если ребёнок не выполняет часть договора, когда Вы пришли проверить спустя час, не нужно выхватывать телефон и кричать. Действуйте мягче.

– Малыш, мы договорились. Пора делать домашнее задание. Сколько ещё времени ты хочешь поиграть?

– Ещё полчаса.

– Хорошо. Но если через полчаса ты не сядешь за уроки, мне придётся забрать у тебя телефон.

         Если ситуация повторяется, то в этом случае Вы уже спокойно без криков и негатива забираете телефон и объясняете, почему Вы так сделали.

         Подобным образом оговаривайте любые моменты. Объясняйте, что требуется сделать, и какие будут последствия, если ребёнок не сделает. Кроме того, обязательно делайте то, что пообещали до конца. Сказали – заберёте телефон, забирайте и стойте на своём.

 

Педагог-психолог                          О.В. Гордиевская