Информационная характеристика проекта
Название инновационного проекта:
«Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников»
Участники: учителя и учащиеся 3-х классов, администрация гимназии
Консультанты инновационного проекта:
Гин Светлана Ивановна, профессор кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат педагогических наук, доцент
Капшай Наталья Павловна, доцент кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат филологических наук, доцент
Добродушенко Марина Иосифовна, проректор по научно-методической работе ГУО «Гродненский областной институт развития образования»
Актуальность проекта:
Одним из важных компонентов в структуре востребованных знаний, наиболее подверженным изменениям, является функциональное знание, определяющее в силу своей личностной значимости для человека содержание его функциональной грамотности.
В мире, когда знания стремительно устаревают, человеку необходимо постоянно учиться и переучиваться, причем уметь это делать быстро и качественно.
По определению российского академика Н.Ф. Виноградовой, функциональная грамотность – это базовое образование личности.
Выпускник начальной школы должен обладать:
- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи,
- сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
- способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее».
Таким образом, функциональная грамотность должна рассматриваться не как дополнительное содержание образования, а как ценностный ориентир, позволяющий учащемуся постоянно применять приобретаемые знания и умения для решения жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений.
Научные теории и разработки, на основе которых создан инновационный проект
Понятие «многомерное чтение» в методику вводится впервые и в настоящее время разрабатывается авторским коллективом под научным руководством Гин С.И.
В данном понятии отображается сущность инновационного подхода: многомерный текст (в смысловом, коммуникативном, прагматическом плане) предполагает адекватное многомерное изучение и многоаспектно раскрывается на содержательном уровне.
Теоретической основой проекта является комплекс дидактических подходов, применение которых результативно в осмысленном прочтении многослойного художественного текста, в соотношении учебных знаний с многомерной реальностью, в формировании метапредметных умений, сформированных в системно-деятельностном решении проблем, использовании креативного подхода при выполнении практико-ориентированных заданий.
Цели и задачи инновационной деятельности
Цель инновационного проекта: повышение уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников посредством внедрения технологии многомерного чтения.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
- внедрить технологию многомерного чтения в образовательный процесс на первой ступени общего среднего образования;
- внедрить методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию функциональной грамотности учащихся на учебных предметах «русский язык», «литературное чтение», «математика», «человек и мир»;
- оценить эффективность использования технологии многомерного чтения;
- разработать методические рекомендации по эффективному внедрению в массовую образовательную практику инновационной технологии.
Название этапа инновационной деятельности:
«Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности учащихся третьих классов».
Цель этапа: повышение уровня функциональной грамотности учащихся третьих классов.
Задачи этапа:
- внедрить пособие для учителя и учебник-тетрадь по технологии многомерного чтения в образовательный процесс учащихся третьего года обучения;
- создавать условия для использования несплошных текстов при обучении в третьем классе по учебных предметам: математика, русский (белорусский) язык, русская (белорусская) литература, «Человек и мир», «Основы безопасности жизнедеятельности»;
- организовать деятельность по повышению уровня произвольного внимания учащихся;
-оценить динамику уровня сформированности функциональной грамотности учащихся третьих классов.
Срок реализации проекта: 2021-2024